Сон водителя за рулем неминуемо приводит к тяжелейшим последствиям
как для самого водителя и его пассажиров, так зачастую и для
совершенно посторонних людей. Неуправляемый автомобиль, даже
легковой, весом в 2-3 тонны, едущий со скоростью 50-80 км в час
способен натворить немало бед. А что уж говорить о тяжелых фурах или
пассажирских автобусах. Достаточно посмотреть на статистику
автомобильных происшествий, что бы в этом убедиться.
Причины приводящие к засыпанию водителя за рулем следующие:
1. Усталость. Водитель достаточно долго находился за рулем
(характерно для профессионалов) или накануне выполнял продолжительную
и монотонную тяжелую работу (характерно для любителей). Особенно
опасно, когда долго за рулем находится человек не тренированный,
Совершающие длительные поездки изредка.
2. Алкогольное опьянение. Даже при незначительной «разрешенной»
дозе алкоголя в крови водителя в 0,3 промиле, алкоголь способен
резко увеличить вероятность засыпания водителя. Если за столом,
в компании минимальная доза алкоголя бодрит, то при достаточно
монотонной езде, особенно в одиночку, действие алкоголя прямо
противоположное, он становится снотворным.
3. Монотонная дорога. Дорога без каких либо особенностей,
широкая, с одинаковой на вид обочиной, особенно хорошо знакомая,
где «ничего не может случиться» сама по себе действует успокаивающе
и начинает усыплять.
4. Езда в неурочное время, ночью. Люди имеют психологическую
расположенность к бодрствованию и сну в определенное время суток и
разделяются условно на т.н. «сов» и «жаворонков». Кто то с легкостью
может встать и в 4 часа утра, но вечером в сон его клонит еще
засветло. Или наоборот, он может бодрствовать хоть до 2 часов
ночи, но до полудня он потом просто «никакой». Если человек
едет в не «свое» время, вероятность засыпания резко увеличивается.
Кроме того существуют кратковременные периоды «расслабленности»
человека даже в середине его активного периода.
5. Езда после обильного обеда. Большое количество пищи в
желудке вызывает отток крови от мозга. Мозг начинает
«подремывать». Именно поэтому после обеда люди, особенно среднего и
пожилого возраста предпочитают сиесту - «соснуть часок-другой».
Привычка полезная, но вот ехать только что встав из-за стола, с
набитым желудком категорически не рекомендуется.
6. Прием лекарств. Существует достаточно большой перечень
лекарств снижающих реакцию, успокаивающих нервную систему,
снимающих болевые ощущения. Соответственно возрастает вероятность
засыпания.
Перечень причин можно и продолжить и индивидуализировать. Причины
обычно действуют совокупно, накладываясь одна на другую, что
многократно усиливает вероятность сна за рулем. Для водителя
важно уметь правильно их предвидеть, анализировать, учитывать и
устранять или избегать. Например, если вам уже за 40, и после
обеда вы привыкли немного подремать, и организм уже к этому
привык, то ни при каких обстоятельствах, разве что экстремальных, не
допускающих перенос поездки, не садитесь за руль после обеда.
Как бы вы не были «бодры и веселы», пройдет минут 15 поездки и вы
начнете клевать носом.
Признаки начала засыпания водителя за рулем. Если вы их
начинаете у себя обнаруживать, пора срочно принимать меры.
1. Снижение бдительности. Мысли начинают блуждать в темах
совершенно далеких от поездки, приходят какие то старые воспоминания…
Вы замечаете, что не можете вспомнить как вы только что проехали
какой то участок дороги, что передавали по радио. Вы слышите, но не
понимаете радиопередачу. Это значит, что вы фактически спали
наяву, с открытыми глазами.
2. Снижение внимательности. Вы перестаете понимать показания
приборов, перестаете отмечать про себя дорожные знаки, перекрестки,
пейзаж. Взгляд концентрируется на очень дальних участках дороги и
с трудом переносится на предкапотное пространство.
3. Отсутствие концентрации и напряжения в руках и ногах. На
прямых участках хочется рулить «одним пальцем». Пропадает
желание делать резкие движения, общая вялость.
4. Во рту появляется некоторая сухость, глаза становятся
«тяжелыми», время моргания значительно увеличивается, глаза
хочется держать закрытыми «хоть несколько секунд».
Сам водитель может в полной мере не осознавать того, что он
начинает подремывать. Поэтому если вы едите «за пассажира» -
не лишне будет посматривать за состоянием водителя, что бы
вовремя его «разбудить». Признаки засыпания водителя такие:
1. Речь становится менее внятной, ответы на вопросы следуют
небыстро, с задержкой, мысль перескакивает на другой предмет.
2. Движения вялые, водитель как бы вздрагивает и концентрируется. Очевидно, что он до этого момента подремывал.
3. Водитель клюет носом, голова то опускается вперед, то немного запрокидывается назад.
4. Водить часто проводит ладонью по лицу, трет лоб, щеки, затылок, пытаясь себя взбодрить.
5. Водитель постоянно ерзает по сиденью, меняет позу, то и дело проветривает салон, открывая стекло.
6. Нечетко держит дистанцию до впереди едущих автомобилей, то
близко к ним приближаясь, то значительно отставая без особой
причины. Двигается с нестабильной скоростью.
7. Начинает «упускать» автомобиль, то и дело заезжая на обочину или встречную полосу.
Если водитель не реагирует на ваши предостережения, как бы
вам не было хорошо ехать – лучше попросить его остановиться и
отдохнуть, или вовсе выйти из машины - целее будете.
Самый лучший и действенный способ избежать засыпания за рулем
- это предупреждать подобные явления. И рекомендации тут
довольно простые.
1. В любой путь надо отправляться отдохнувшим. Будь то
поездка на 50 км или на 500. Соответственно и отдых накануне
должен быть под стать поездке. Если вы даже перед короткой
поездкой посидите в полудреме полчасика-часок, спокойно,
продумывая весь путь мысленно, а если удастся – то и вздремнете,
то и дорога будет легче и короче. Перед дальней поездкой
необходимо просто полноценно выспаться.
2. Во время движения не допускать непрерывной езды более 2-3
часов. Оттого, что вы каждые 2-3 часа будете останавливаться минут
на 10-15, средняя скорость ваша не упадет, вы даже на длинный
маршрут потратите всего на полчаса больше. Зато приедете целым и
невредимым.
3. У каждого человека есть определенные возрастные и
физиологические особенности, в частности, бывают периоды более
активные и пассивные. Обычно это послеобеденное время (в 14-16
часов), после ужина (20-22 часа), ночью в 2-4 часа, и утром в
9-10 часов. Короткие поездки старайтесь не осуществлять именно в
эти часы. А во время длинных - давайте себе отдых именно в
это время, время минимальной активности организма.
4. Для поддержания себя в бодром состоянии применяйте
различные средства. Как то - выпейте во время остановки немного
кофе или просто периодически жуйте кофейные зерна. Периодически
включайте и выключайте радиоприемник, меняйте радиостанции. Музыка
одного и того же стиля быстрее утомляет, чем новостные передачи,
перемежаемые музыкой разных стилей. Если вы едите один -
возьмите попутчика и разговаривайте с ним на разные темы. Если он
избегает разговоров – предупредите, что вы его взяли что бы не
заснуть. Либо пусть развлекает разговорами, либо «поезд дальше не
пойдет». Обычно это действует.
5. На остановках - разминайтесь после отдыха, умывайтесь
прохладной водой, используйте освежающие салфетки. Если во
время отдыха был перекус или еда, увеличьте время отдыха. Если
вы или пассажиры перекусываете «на ходу» (чего вобщем делать не
рекомендуется), то перекусывайте кисло-сладкими фруктами, желательно
цитрусовыми, яблоками. Просто сладкие (бананы, груши) способствуют
засыпанию. Если конфеты – то леденцы с кислинкой, а не
шоколадные.
6. Избегайте применения в салоне дезодорантов воздуха с
терпкими тяжёлыми «ночными» ароматами. Лучше пусть пахнет лимоном
и другими цитрусовыми, хвойными растениями или свежими легкими
«морскими» запахами.
7. Если вы приболели даже простудой в легкой форме, то лучше
вовсе отказаться от поездки. Если это невозможно, будьте осторожны
вдвойне. Особенно после приема лекарств.
8. Не геройствовать, пытаясь установить рекорд продолжительности
поездки «за один день». Вы сможете проехать и тысячу километров,
но на следующий день «не разогнетесь». А если предстоит ночевка
в промежуточном месте маршрута, запланируйте ее так, что бы
привал делил маршрут примерно равномерно, с некоторым перевесом
на первые день и с достаточным временем отдыха. Если вы
путешествуете с семьей или со слабым полом, не стоит излишне
джентельменствовать, взваливая на себя двойную работу и по
доставке и по обслуживанию пассажиров. Ту же вязанку дров для
приготовления еды на пикнике лучше везти с собой, чем потратить
лишний час на ее добычу на привале. Ваша задача – доставить
пассажиров целыми и невредимыми.
9. Если пассажир сам начинает зевать и клевать носом,
пересадите его на заднее сиденье, что бы он вас не усыплял
своим видом.
10. Во время дальних поездок избегайте агрессивной езды.
Агрессивный стиль езды изматывает водителя значительно сильнее.
Не поддавайтесь на провокации других водителей, избегайте сложных
условий езды. Например, если вы едете за фурой по грязной
дороге, не стремитесь ее обогнать во что бы то ни стало. Может
быть лучше остановиться на кратковременный отдых и отпустить ее
вперед.
Но что же делать, если сам водитель заметил у себя подобные
признаки засыпания или ему о них сообщил пассажир. Способ
«лечения» тут вобщем то один. Необходимо остановиться на площадке
отдыха или на широкой обочине, так, что бы автомобиль никакой
своей деталью не выступал на проезжую часть дороги,
заблокировать двери изнутри, немного приоткрыть окно с правой
стороны, отодвинуть сиденье максимально назад, опустить спинку
сиденья, сесть, положить руки себе на бедра, расслабиться,
закрыть глаза и вздремнуть минут 15-20. Больше вы все равно не
проспите, разве что совершенно вымотались, а основной пик
усталости пройдет. После того, как проснулись, сделайте легкую
разминку, по возможности умойтесь или протритесь освежающей
салфеткой. Ближайшие несколько часов вы будете оставаться бодрыми
и будете продолжать путь без признаков засыпания.
Это лучший способ, так как всяческие таблетки и напитки -
стимуляторы лишь отодвигают время засыпания, но усталость
накапливается и она может настигнуть водителя лавинообразно.
Применять различные «ободрители» можно лишь тогда, когда маршрут
почти пройден, и нет смысла устраивать привал. Но и в этом
случае, следует оценить риск и взвесить, что вам важнее -
приехать на 15 минут раньше или на остаток жизни целее…